ОБРАЗ

ОБРАЗ
– субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, др. людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие «О.» используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным толкованием, синонимичным понятиям «отражение» и «психика», существует традиция, связывающая с О. преимущественно перцептивные формы знания. При описании развития мышления ребенка выделяют стадию наглядно-обрaзного мышления, отличие которой от более ранних стадий состоит в опоре на зрительные представления как средства решения мыслительных задач. Выделяется также категория умственного О., каковым, в частности, является значение. Закономерности формирования О. конфликтной ситуации у ее участников – одна из важных, сложных и малоисследованных проблем в конфликтологии. О. конфликтной ситуации является упрощенной, а часто и искаженной моделью реальной конфликтной ситуации.


* * *
(общеславянск. «образити» - изобразить, нарисовать) – 1. отображение объекта на сетчатке глаза; 2. в структуралистской психологии – один из трёх подклассов сознания, другие два – это ощущение и чувства. Образ рассматривается как психическое представление текущего или прежнего сенсорного опыта, как «картина в голове»; 3. в когнитивной психологии – мысленное представление сенсорного опыта в виде воспоминаия отражения воспринятых ранее объектов и явлений как реального, так и воображаемого мира. Образ в этом плане есть не фотографически точная копия воспринимаемого или ранее воспринятого, а модифицированный продукт синтеза разных сенсорных стимулов; 4. элемент сновидения (с любой сенсорной модальностью или это мысленный образ чего-то воображаемого); 5. общее отношение к какому-то явлению, например, образ Запада у жителей Африки; 6. общее название чувственного представительства в сознании как воспринимаемого в данный момент (образ восприятия, наглядный образ), так и воспринятого ранее (образ представления, мысленный образ). Различают также последовательные образы видоизменения наглядных образов, возникающие вскоре после прекращения действия сенсорного стимула; 7. в психопатологии – чувственное или мысленное представительство в сознании пациента некоей мнимой реальности (например, галлюцинаторный образ).


* * *

форма отражения обьекта, явления в сознании, субьективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субьекта, строящаяся в соответствии с пространственно-временными и причино-следственными закономерностями и зависящая от системы значений, которыми оперирует субьект. На чувственной ступени познания основой возникновения образа являются ощущение, восприятие, представление; на уровне логического мышления – понятие, суждение, умозаключение. Возникающий в сознании образ зависит от всех психических явлений – воли, эмоций, установок, мотивов и т.д.


* * *
идеальный продукт человеческой деятельности; субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности. В О. одновременно представлены основные оперативные категории: пространство, движение, цвет, форма, фигура и т. п. В информационном отношении О.— необычайно емкая форма отражения окружающей действительности. О. многомерны, многокатегориальны и полимодальны. В О. отражаются не только функциональные перцептивные категории, но и взаимоотношения между ними, как в рамках одной модальности, так и интермодальные. Особенно велика роль зрительных О. По сравнению со слуховыми и двигательными они характеризуются субъективной симультанностью, позволяющей мгновенно схватывать отношения между реальной и представляемой ситуацией, что обеспечивается использованием в качестве перцептивных оперативных единиц восприятия многомерных кодов (сочетаний цветов, формы, конфигурации и т. п.). Зрительные О. содержат в себе аффективные и оперативные элементы. Это позволяет О. трансформироваться в перцептивно-моторные схемы и выполнять функцию регуляции поведения с учетом внешних обстоятельств, а также мотивационных и целевых аспектов деятельности. В О. осознается в первую очередь предметное содержание, соответствующее смысловой стороне стоящей перед субъектом задачи. В то же время фоновые координации, реализуемые на более низких уровнях, не представлены в фокальной области сознания. Манипуляция О. служит средством решения задач опознания, а также важнейшим средством продуктивного восприятия и визуального мышления. В деятельности оператора большая роль принадлежит оперативным образам.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Синонимы:

Смотреть что такое "ОБРАЗ" в других словарях:

  • Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… …   Литературная энциклопедия

  • Образ — Образ: В Викисловаре есть статья «образ» Образ  визуальный образ, зрительный образ, изображение. Художес …   Википедия

  • ОБРАЗ —         в философии, результат отражения объекта в сознании человека. На чувств. ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления понятия, суждения и умозаключения. О. объективен по своему источнику… …   Философская энциклопедия

  • образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие О. используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОБРАЗ — 1. ОБРАЗ1, образа, мн. образы, муж. 1. Облик, вид, подобие (книжн.). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, что хорошего?» А.Островский. Потерять образ… …   Толковый словарь Ушакова

  • ОБРАЗ — 1. ОБРАЗ1, образа, мн. образы, муж. 1. Облик, вид, подобие (книжн.). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, что хорошего?» А.Островский. Потерять образ… …   Толковый словарь Ушакова

  • образ — Икона, лик. Образ складень. .. См. вид, изображение, икона, способ, стиль главным образом, другим образом, коренным образом, никоим образом, по образу, по образу и подобию, принять ангельский образ, равным образом... Словарь русских синонимов и… …   Словарь синонимов

  • ОБРАЗ —         явление, возникающее как рез т запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации духовной или физической; О. есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно… …   Энциклопедия культурологии

  • ОБРАЗ — ВООБРАЖАТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, ОБРАЗ. Воображать, воображение слова, унаследованные русским литературным языком от языка старославянского. Морфологический состав слова вообразить показывает, что его первоначальным значением было дать образ чему нибудь …   История слов

  • Образ —     ОБРАЗ (в поэзии). Вопрос о природе поэтического образа принадлежит к наиболее сложным вопросам поэтики, ибо в нем пересекаются несколько доселе еще не разрешенных проблем эстетики. Прежде всего следует отбросить те узкие и поверхностные… …   Словарь литературных терминов

  • образ — 1. ОБРАЗ, а; мн. образы; м. 1. Внешний вид, облик; наружность, внешность. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Мне часто вспоминается её нежный о. О. молодого Чехова запечатлён на фотографиях. Это был настоящий дьявол в образе… …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Образ спектакля, Алла Михайлова. В книге исследованы различные планы, из которых складывается образ спектакля: рождение замысла художника, его воплощение, пластическая и цветовая структура. На ряде конкретных примеров… Подробнее  Купить за 780 руб
  • Образ спектакля, Алла Михайлова. В книге исследованы различные планы, из которых складывается образ спектакля: рождение замысла художника, его воплощение, пластическая и цветовая структура. На ряде конкретных примеров… Подробнее  Купить за 730 руб
  • Образ человека в искусстве Возрождения, Ю. Колпинский. Издание "Образ человека в искусстве эпохи Возрождения в Италии" было выпущено в 1941 году издательством "Искусство" . Переводы стихов выполнены Э. Эггерманом. В книге множество иллюстраций на… Подробнее  Купить за 420 руб
Другие книги по запросу «ОБРАЗ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»